Пользовательского поиска
|
ления от неудач и несчастий. Особенно для нас важно то, что Тэрнер
анализировал ритуалы как механизм приспособления нового к традиционному в
культуре и в социальной жизни, облегчающий этот переход к новому.
Тэрнер рассматривал ритуал и ритуальный процесс в символическом,
ценностном, целевом, ролевом, структурном и лиминальном (бесструктурном)
аспектах. В первом случае ритуал предстает как собрание символов, а символ -
как "мельчайшая единица ритуала, сохраняющая специфические особенности
ритуального поведения". Во втором - это передача информации о важнейших
ценностях и их иерархии. В третьем - ритуал рассматривается как система целей и
средств, которые могут и не иметь
религиозного значения. В четвертом - как взаимодействие различных социальных статусов и
положений. Пятый - требует рассмотрения как собственно структуры ритуала, так и
социальной структуры, в их взаимоотношении. Шестой - связан с лиминальной (переходной
бесструктурной) фазой ритуалов особого типа - ритуалов перехода. Основные идеи Тэрнера, которые могут помочь
нам в осмыслении собственно фирменных ритуалов и церемоний, связаны со значением
ритуальных действий и сопутствующих им игровых ситуаций для осуществления
преемственности между различными поколениями в той или иной организации;
для поддержания фирменных традиций и передачи
накопленного опыта через символы. Наконец, важные для фирмы ритуальные
церемонии часто становятся праздником, своеобразным перерывом в сером потоке
будней, который знакомит персонал фирмы (или открывает, приобщает) к ценностям,
особенно важным для конкретной производственной или общественной организации.
Устойчивость, преемственность, долговечность, прочность, стабильность являются качествами, которые всегда внушали людям большое уважение именно в силу своей имманентной принадлежности к ритуалам и церемониям. Задача менеджмента заключается в привнесении