Пользовательского поиска
|
будет интересовать, главным образом, первый подход. Исследователи
отмечают, что ритуал обнаруживает ценности группы на самом низком уровне, так
как люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, а так как формы
выражения обусловлены и непреложны, то в итоге и обнаруживается система
социальных ценностных ориентаций. С помощью изучения ритуалов можно обнаружить
ключ к пониманию главного в организации той или иной социальной структуры.
Но как бы ни интерпретировать ритуал - это прежде всего символическое
внерациональное поведение, ритуал никогда не целенаправлен.
Ритуальное поведение, с другой стороны, несомненно, представляет
собой средство невербальной коммуникации. Кроме того, комплексное исследование
ритуала должно затрагивать также его взаимосвязь с искусством, архитектурой, с
ролью специфических объектов, используемых в ритуале, например особых
ритуальных одеяний. Все эти компоненты по своей структуре и значению являются
невербальными, непременно присутствовав в контексте ритуала.
Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, а с другой стороны, определяет как "систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией". В своей книге "Символ и ритуал" он пишет, что "ритуал это стереотипная последовательность действий, охватывающая жесты, слова и объекты, исполняемые на специально подготовленном месте и предназначаемые для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах и целях исполнителей". Ритуалы, по Тэрнеру, могут быть в свою очередь разделены на церемонии жизненных переломов, исполняемые при рождении, совершеннолетии, браке, смерти и т.п. для обозначения перехода от одной фазы индивидуального цикла к другой; и ритуалы бедствия, которые исполняются для умиротворения либо изгнания сверхъестественных сил или избав