Пользовательского поиска
|
подчинения. В то же время
конституционный выбор, сделанный в ходе референдума 12 декабря 1993 г. в пользу
сильных прерогатив Президента в государственном руководстве, не оставляет
исполнительную власть бесконтрольной в ее самостоятельности.
Многие полномочия Президента
непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной
власти субъектов Федерации. Хотя Президент не глава исполнительной власти (как
это было записано в ст. 121 предшествующей Конституции), он сохраняет мощные
рычаги воздействия на Правительство путем персональных назначений членов
Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере
исполнительной власти.
Очевидно и другое. Конституция закрепила
ряд функций непосредственного государственного управления одновременно за
Президентом и Правительством. На практике это привело к появлению множества
правовых коллизий и управленческих тупиков, требующих законодательного
разрешения. Неясно, к примеру, какая мера ответственности лежит на
Правительстве по "политическому" и "силовому" блокам
министерств и ведомств, находящимся в прямом подчинении Президента. Если
Президент осуществляет эти функции непосредственно через министерства (МИД,
МВД, Минобороны и др.), минуя Правительство, это неизбежно отрицательно
скажется на реализации Правительством своих конституционных правомочий и
обязанностей (п. "д", "е" ст. 114 Конституции РФ).
В организации федеральной исполнительной
власти пока отсутствует четкое "разделение труда" между Президентом и
Правительством. В руках главы государства сосредоточено политическое
руководство - определение основных направлений внутренней и внешней политики,
утверждение военной доктрины, руководство внешней политикой. В то же время
проведение мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности,
реализации внешней политики Конституция возлагает на Правительство (ст. 114
Конституции РФ). Ряд министерств и ведомств, выполняющих упомянутые функции,
находятся одновременно в ведении Президента и Правительства. Институт двойного
подчинения отдельных органов управления, как показала практика, не всегда
эффективен. Подобные ведомства обычно ориентируются в своей деятельности на
более сильного "хозяина", а другой выполняет, как правило,
минимальные функции по руководству таким подведомственным органом.
На практике и после принятия новой Конституции Президент неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению Правительства, в частности об управлении федеральной собственностью, индексации вкладов, повышении минимального размера