Пользовательского поиска
|
Заслуживает внимания
и идея проекта
закона о банкротстве (несостоятельности) о придании
институту внешнего управления некоего универсального средства
реабилитации должника. В рамках внешнего управления здесь возможно
применение целого комплекса мер, а именно: продажа бизнеса
должника юридического лица;
продажа его имущества (активов); повышение
эффективности деятельности должника; исполнение обязательств должника
третьими лицами; обмен
долгов на акции; уступка прав
требований должника; заключение
мирового соглашения; иные действия, предусмотренные законом (ст. 70). При таком
подходе возможна лишь одна
альтернатива банкротству должника
- его реабилитация в
рамках внешнего управления,
осуществляемого арбитражным управляющим.
Нет ясности в практике арбитражных судов и при
решении вопроса о том, с какого момента
арбитражный управляющий, назначенный судом, может приступить к осуществлению
своих функций. Порой случалось, что арбитражный управляющий на следующий день
после назначения приступал к
исполнению своих обязанностей:
издавал приказы об увольнении работников, отстранял
от должности прежнего
руководителя предприятия-должника,
совершал иные распорядительные действия. Но так как
внешнее управление введено
по ходатайству кредиторов, отстраненное руководство
предприятия-должника лишалось возможности подать апелляционную
жалобу на определение суда первой инстанции о приостановлении производства по
делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
Эта противоречивая ситуация
затрагивает проблему
правовой оценки определения, которое выносит арбитражный
суд при
введении внешнего управления, и касается приостановления производства
по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, назначении внешнего
управления и арбитражного
управляющего. Это
определение состоит из трех относительно самостоятельных
элементов (определений). Объединяет же
их то, что они являются незавершенными судебными актами.
Однако по своей
значимости они неодинаковы, а потому
возможность их обжалования
различна. В соответствии
с Арбитражным процессуальным кодексом РФ определения арбитражного суда
могут быть обжалованы только в случаях, предусмотренных этим законом (ст. 160
АПК). Приостановление производства по делу (в том числе и при заявлении
о банкротстве предприятия-должника) относится к таким случаям (ст.
84). Определения о
назначении внешнего управления
имуществом должника и
арбитражного управляющего обжалованию
не подлежат. Нет на этот счет и
указаний законодателя, что провоцирует арбитражные суды
вводить внешнее управление
с момента вынесения определения
об этом. При
рассмотрении одного дела
такого рода арбитражный суд назначил
арбитражного управляющего и потребовал в срок менее
одного месяца представить
кредиторам план внешнего управления. Это
означает, что определение подлежало немедленному
исполнению.
А между тем, хотя в законе и не закреплена возможность обжалования определений о введении арбитражным судом внешнего управления и назначении арбитражного управляющего, это вовсе не означает, что они вступают в силу с момента их принятия. Их природа основывается на определении о приостановлении производства по делу о