Пользовательского поиска
|
сущностного, так и
процессуального порядка. Понятно, что речь идет не о
конкурсе как институте
гражданского права. Арбитражному процессу, равно как и процессу гражданскому,
практически неизвестно использование
конкурсных начал (в указанном ранее смысле), зато в
процессуальном законодательстве неуклонно
реализуется принцип конкуренции, состязательности
сторон. Представляется, что конкурсная основа
при назначении арбитражного
управляющего из нескольких кандидатур должна
стать органичной частью арбитражного процесса. К сожалению, Арбитражный
процессуальный кодекс не уточняет порядок конкурсного отбора
кандидатов. В проекте же нового закона указано, что, если
сторонами заявлено несколько
кандидатур, арбитражный управляющий назначается
арбитражным судом на конкурсной
основе по представлению
государственного органа по
делам о банкротстве.
Очевидно, что
такое решение далеко
от совершенства. Вряд
ли важнейший юрисдикционный вопрос может быть "вырван" из начавшегося арбитражного процесса по делу о банкротстве и передан на
разрешение внесудебного органа.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство предпосылок
для этого не
содержит. Кроме того, необходимо учитывать,
что государственный орган
по делам о банкротстве может
и сам выступать в процессе в
качестве одного из
кредиторов,
что ставит иных
кредиторов в заведомо
неравное
положение.
Более точным представляется подход
к этому вопросу, закрепленный в распоряжении Госкомимущества Российской
Федерации от 4 марта
1994 года №
460-р "О некоторых
мерах по реализации постановлений Правительства
РФ о несостоятельности (банкротстве)". Этим актом
территориальным агентствам Федерального управления по делам о
несостоятельности
(банкротстве), утвердившим
Положение о территориальном
агентстве, предоставлено право определять с согласия кредиторов, выраженного
решением их собрания, условия и критерии конкурса при
назначении арбитражного управляющего. Однако организация и проведение конкурса
должны быть все же поручены арбитражному суду, а не территориальному
агентству.
В проекте
анализируемого закона предрешен и вопрос о введении внешнего управления.
Данная оздоровительная процедура
вводится арбитражным судом при
наличии бесспорных требований к должнику. Наличие бесспорных требований считается
установленным, если: имеется решение
суда о взыскании с должника
денежных сумм; должник признал требования кредиторов либо не заявил в
установленный срок возражений по
предъявленным ему требованиям;
дело о банкротстве возбуждено по заявлению
должника (пп. 1,
2 ст. 14).
Полагаем, что такое нормативное решение
данного сложного узла
вопросов, связанных с банкротством, будет более эффективно влиять на
исход рассматриваемых судом дел.
На практике возникают сложности при реализации арбитражным управляющим своих функций, предусмотренных п. 6 ст. 12 Закона о