Пользовательского поиска
|
Ювелирное искусство в
Казахстане в XIX - начале XX века процветало. Изделия талантливых казахов
демонстрировались на выставках России. Так, в 1896 году в Нижнем Новгороде
экспонировались замечательные браслеты из Тургайской и Семипалатинской
областей. В памяти казахского народа до сих пор живут имена таких
мастеров-ювелиров, как Мукаш и Елеш.
Имея много общего с
туркменскими, каракалпакскими, киргизскими, башкирскими и татарскими, казахские
украшения в то же время чрезвычайно своеобразны и неповторимы. В отличие от
узбекских и таджикских, они более сдержанны, крупномасштабны, но менее крупны,
чем у туркмен. Для казахов, так же как и для киргизов, главное не цвет, или не
столько цвет и сложность орнаментальных форм, сколько пластика и ритм,
повторяемость орнаментальных мотивов. Сдержанная колористическая гамма
казахского и киргизского национального женского костюма, так же как у туркмен,
соответствовала общему характеру серебреных украшений.
Особой чертой
казахских ювелирных украшений являются монументальность и почти скульптурная
выразительность, сохраняемая даже в малых формах, ритмическое чередование узора
и фона, создающее ощущение пространственности, симметрия в расположении узоров.
Умение подчеркнуть красоту и благородство металла всегда были свойственны казахским
зергерам.
В орнаменте казахских
украшений широко распространены элементы, стилизующие мотивы флоры и фауны:
«кошкар муйиз» (бараний рог), «курт-кулак» (перекрестье из бараньих рогов),
«жапрак-гуль» (трилистник), а также геометрические фигуры: ромбы, треугольники,
точки, кружки, S-образные знаки.В отделке казахские ювелиры применяли
драгоценные и полудрагоценные камни, в том числе топаз, жемчуг, бриллиант,
алмаз, рубин, хрусталь, сердолик, бирюзу, перламутр, коралл. Гранение камней
производили на месте изготовления ювелирных украшений.
Чрезвычайно велико
число технических приемов, которые знали и которыми пользовались казахские
мастера. Практически повсеместно в отделке изделий применяли насечку. На
предварительно очищенную напильником поверхность предмета наносили резцом
мелкую сетку углублений, а затем накладывали тонкие пластинки серебра и вбивали
их в основу. Филигранные работы выполнялись только по просьбе богатых
заказчиков. Мастера знали и хранили секреты филиграни сквозной, накладной,
бугорчатой. Из расплавленного серебра выковывали проволоку, которую затем
протягивали через отверстия разного диаметра, пробитые в куске железа. Из
проволоки выгибали нужную форму. В сквозной (ажурной) филиграни части узоров
соединялись пайкой, в накладной и бугорчатой напаивались на металлический фон.