Пользовательского поиска
|
Учитель своими действиями в
этой ситуации все время, что называется, «подливал масло в огонь», провоцируя
и без того находившегося в состоянии крайнего возбуждения ученика на
дальнейший срыв, который и происходит незамедлительно.
Однако и в том случае, когда
удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе
с тем твердо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что
наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости
от конкретной ситуации, так пли иначе завершить наказание уже после урока.
Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого сакраментальной
фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..» Трудно сказать, какой из следующих
«педагогических» маневров хуже: тот ли, когда учитель преспокойно ведет
дальнейшие уроки, не обращая внимания на то, что наказанный действительно
перестал посещать класс, или тот, когда он из урока в урок неумолимо показывает
несчастному провинившемуся на дверь.
Весьма серьезная мера
наказания — выговор. Смысл выговора —
в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного
наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его
записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Если
выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на
совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей,
эта мера наказания становится весьма сильной.
Для того чтобы у детей формировалось
убеждение, что выговор — это очень серьезная мера наказания, ни в коем случае
не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению,
случается.
Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной