Пользовательского поиска
|
паркетному полу кусочек
мела. Знаком директор подозвал расшалившихся мальчиков к себе, поставил их
рядом с собой, а когда закончилась перемена и все разошлись по классам, сказал:
— Все занимаются, а вы
отправляйтесь вниз к тете Марусе за полотерными щетками, будете здесь натирать
пол до тех пор, пока он не станет совсем чистым и блестящим.
К удивлению педагога,
«наказанные» с улыбающимися лицами, вприпрыжку побежали за щетками и с явным
удовольствием принялись за дело. И это не удивительно, если учесть, что
эмоциональная направленность отношения этих детей к той деятельности, которую
педагог избрал для реализации наказания, была совершенно определенно
положительной. Нельзя не учитывать, что дети младшего школьного возраста, как
правило, весьма охотно берутся за всякую работу, связанную с затратой
физической энергии. В данном же случае это еще усиливалось существовавшей в
школе традицией: натирка полов, из санитарно-гигиенических соображений,
поручалась здесь лишь старшеклассникам. Поэтому младшие школьники привыкли
считать эту работу почетной, связанной с известными привилегиями,
предоставляемыми старшим товарищам. Тем более понятно, что наказания в данной
ситуации по существу не получилось и не могло получиться, дети, напротив,
восприняли все происшедшее с ними как известное поощрение. Планируемое
педагогом средство воздействия обратилось в свою противоположность. [9, стр.
135]
Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частота их использования. Только в тех случаях, когда необходимость