Пользовательского поиска
|
правильную линию поведения, — писали в связи с анализом подобных ситуаций
В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин, — особенно нуждается в том, чтобы взрослые
авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые
шаги заслуживают всякой одобрения». [15, стр. 197]
С другой стороны, опытные педагоги стараются не ждать, когда груз
отрицательных эмоций, опыта и поведения в целом станет преобладать настолько
явно, чтобы можно было обрушить на воспитанника серию мер репрессивного
характера. Смысл наказания как средства коррекции — в его относительно раннем
использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в
условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в
ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно. К
примеру, в опыте А. С. Макаренко широко известны случаи, когда за
незначительное, на несколько минут, опоздание из увольнение в город Антон
Семенович налагал сравнительно суровую меру наказания, особенно в отношении
лучших воспитанников.
Соображения о принципиальной возможности и
целесообразности использования поощрения в ситуации, когда доминируют
отрицательно направленные отношения, и, напротив, наказания в ситуации
доминирования положительно направленных отношений важны, на наш взгляд, для
понимания диалектической взаимосвязи этих средств воздействия как двух сторон
единого метода педагогической коррекции. В значительной части реальных,
жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов
организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное
разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту
осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону
формируемых потребностей личности во всех других ее качеств. [9, стр.
126-127]
Ситуативные, индивидуально-личностные и возрастные моменты в использовании поощрений и наказании проявляются в определенном единстве. Однако для педагога принципиально важно уметь отдифференцировать ситуативное от личностного и