Пользовательского поиска

утвердить творческие силы народа. В этом живопись Дионисия была в созвучном единстве с архитектурой и другими видами искусства, образующими культуру в целом.

Черты русского национального характера, по-видимому, не случайно явственнее всего выступают в иконах иконостаса, он явился новым конструктивным и художественным элементом, отличающим внутренний облик русского храма от византийского. Форма многоярусного иконостаса позволила художникам выразить свои, отличные от византийских, элементы миропонимания.

Главной, определяющей чертой русского национального поведения является его общественный характер, подчиненность интересов личности общественным нуждам, потребностям, сосредоточение основных ценностей в таких понятиях, как Родина, народ, общество. Эти черты национального характера отразились в построении Дионисием иконостаса собора Ферапонтова монастыря, особенно в композиции деисусного чина, в главенствующем “организующем” положении в нем иконы “Спас в силах”. К таким выводам подводит не столько центральное место иконы в деисусном чине, которое является для иконостаса традиционным, но прежде всего активный, насыщенный колорит, динамичность изображения. Во многом это было обусловлено сложившимися теологическими воззрениями православного христианства.

Построение деисусного чина позволяет на наш взгляд, определить в понимании Дионисия и соподчиненность других черт национального характера этой главной его особенности. Они с наглядностью выражены в иконах Иоанна Предтечи и Богоматери Предстоящей. Это самопожертвование, подвиг, сострадание, милосердие. Естественно, если основной ценностью признается Родина, народ, то самопожертвование, подвиг – вот имя этих самых главных ценностей, необходимые качества народного характера, как и сострадание, милосердие. Оба образа напряжены и трагичны. Расположение их по бокам основного образа – “Спаса в силах” - создает большой мощности психологический “аккорд”, усиленный цветовым контрастом.

Создавшееся напряжение разряжается и затухает в последующих иконах чина. Далее идут апостолы Петр и Павел, соответственно выражающие веру и мысль-познание. Дионисий подчеркивает, так сказать, “личный” характер веры, ее направленность “внутрь” человека, воздействие на его душу, ее не самодовлеющий характер. Вера в изображение Дионисия представляется светлым, но нужным для несильных натур. Такое понимание образа вытекает из его цветового и ритмического

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики