Пользовательского поиска
|
месте в мире, в природе. Русское миропонимание, а с ним и Дионисий отводят здесь центральное положение женщине. Она хранительница и дарительница жизни, тепла, радости, упоения для глаз, праздника для души. Из нее все выходит и к ней возвращается. Мужское, активное, упорядочивающее мир начало играет подчиненную роль. Его действие осмысливается через женщину и, так сказать, благословляется ею, что ясно определено соотношением фигур матери и младенца, впрочем традиционным.
Произведения Дионисия очень праздничны. Такой характер свойственен всей русской иконописи XIII-XVI вв. и отличает ее как от византийской, так и от западно-европейской иконописи. По-видимому, это явление не случайно и определяется соответствующей чертой национального характера – праздничным, не будничным восприятием мира и жизни. В иконах нашли отражение языческие традиции народного искусства, эмоциональный тонус которого определялся всем укладом жизни народа и его духовным потенциалом.
Каковы же
общие черты канона Дионисия?
Во-первых,
канон Дионисия, как и вообще канон древнерусской живописи был разработан для
образного выражения философских идей, а не для конкретно-бытового отражения
действительности. В соответствии с этим он раскрывал содержание таких понятий,
как вера, познание, сострадание-милосердие, единение, подвиг, мудрость и т.п.,
а также определял место этих понятий в системе национального мировоззрения. В
этом смысл канона Дионисия, этим назначением определяются его специфические
черты.
Во-вторых, в
каноне объединены как литературные средства воздействия (сюжет который зритель
хорошо знал с детства), так и чисто художественные каковыми являются ритм,
цвет, форма, пластика и т.п.
В-третьих,
Дионисий понимал всякое явление, всякую идею не обособленно. Он видел смысл
каждого явления в его диалектическом взаимодействии с другими. Не случайно уже
упоминавшееся впечатление от творчества Дионисия – исключительная музыкальность
образного строя.
Подводя итог,
можно сказать, Дионисий добивался такого синтеза средств художественного
воздействия на человека, такого уровня, какого не знала художественная культура
России ни до, ни после него, - уровне величайших произведений мирового
искусства.